Право на производство вагонов акционерное общество "ЗИКСТО" получило в 2008 году. За 10 лет на предприятии увеличили объем производства почти в три раза, а уровень содержания на запасные части и комплектующие - до 46%. Вместе с тем, чтобы полностью закрыть потребности казахстанского рынка в вагонах – их необходимо около 7,5 тыс. – на базе завода "ЗИКСТО" планируют реализовать проект по вагоностроению. О новом, более усовершенствованном заводе в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал заместитель генерального директора “ЗИКСТО” Валерий СПИЦЫН.
- Валерий Дмитриевич, каких успехов удалось добиться с тех пор как завод начал выпускать вагоны?
- "ЗИКСТО" - это первое предприятие в стране, получившее право строительства вагонов. Сразу же были освоены три типа вагонов, разработана документация, сертифицированы и внедрены в производство полувагон, зерновоз, платформа 40-фунтовая для перевозки большегрузных контейнеров. За это время было изготовлено почти 1,5 тыс. вагонов с маркой "Сделано в Казахстане", и они курсируют по железным дорогам. С принятием госпрограммы "Лизинговое финансирование строительства грузовых вагонов" объем производства и потребность в вагонах очень резко возросли. Если в 2016 году объем производства был в районе 6 млрд тенге, в 2017 году уже 13 млрд, в этом году мы планируем выпустить на 24 млрд тенге.
- Во время рабочей поездки вице-премьера Аскара Мамина был предложен проект по строительству нового завода по выпуску вагонов на базе "ЗИКСТО", правильно?
- Да, действительно. Нынешняя площадь завода - 40 тыс. квадратных метров, новый завод мы планируем разместить на 37 тыс. В 1941 году, когда завод переехал на нынешнюю территорию, там были производственные участки. Сейчас это старые здания три метра высотой и на пять метров ушедшие под землю. Их будем сносить. Это достаточно серьезный проект. Сейчас прорабатывается техническое задание, условия, ПСД, мы работаем над этим. И я думаю, что параллельно с проектом по изготовлению морских донных мин, связанных с гособоронзаказом, это будет два основных направления предприятия.
- Какова планируемая мощность нового завода и будут ли у него аналоги?
- Его плановая мощность составит 5 тыс. вагонов в год. Принципиально заводы такого уровня уже существуют. Но мы хотим использовать их положительный опыт и исключить их недостатки. Сейчас мы все вагоны делаем на цехах, которые были переоборудованы. И это связано с большими потерями при производстве, внутризаводскими потерями, которые не дают заработать столько прибыли. Соответственно продукция становится неконкурентоспособной, это все будет исключено. Самый главный вопрос при строительстве завода - это снижение себестоимости выпускаемой продукции, чтобы она была конкурентоспособна с предприятиями России, Украины, Белоруссии.
- Сколько видов вагонов будет изготавливаться?
- В первую очередь, мы должны закрыть потребность казахстанского рынка – 7,5 тыс. вагонов. Это длиннобазные платформы для перевозки контейнеров в рамках проекта "Западная Европа - Западный Китай", новые инновационные вагоны для перевозки зерна на 120 кубометров, а также полувагоны повышенной грузоподъемности. Но строить вагоны мы можем любые. Мы можем закрыть всю номенклатуру по потребности Казахстана.
- По-вашему мнению, сколько предположительно будет инвестировано в проект и известны ли примерные сроки по строительству завода?
- Трудно сказать. Безусловно, средства будут частично заемные, частично свои, которые сейчас мы зарабатываем. Заемные могут быть и частного инвестора, и государственные. Максимальный срок, который мы можем себе позволить на строительство завода - это три года.
- После ввода в эксплуатацию завода, сколько составит ожидаемый уровень локализации?
- Завод предполагает локализацию до 73-76%. Практически все будет казахстанское. Останется только одна-две позиции, в частности, это крупное стальное литье, степень локализации которого сейчас на "ЗИКСТО” составляет 43-46%.
- Спасибо за интервью!
Май, 2018
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна