Две трети казахстанского авторынка остается в налоговой "тени". Доля стихийного импорта по итогам августа выросла до 64%. Как отразится на игроках отечественного автобизнеса стремительный рост теневого сектора и переход к плавающему курсу тенге, в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал генеральный директор ТОО "Бипэк Авто Казахстан" Игорь ПОТАПОВ.
- Как, по вашему мнению, плавающий курс тенге отразится на автомобильном рынке Казахстана? Какие тенденции стоит ожидать в 2015 году?
- Для казахстанского бизнеса это новые условия работы. Как вы понимаете, расчеты с иностранными поставщиками и заемное финансирование осуществляются в валюте. Поэтому в момент заказа автомобиля дилер должен понимать, каким будет курс спустя 4-6 месяцев – в день, когда клиент оплатит автомобиль в тенге. При плавающем курсе риск валютных колебаний резко усилится. А значит, возникают дополнительные издержки. Прежде всего, удорожание банковского финансирования.
Конечно же, возрастет чувствительность потребителя к цене. Если прежде клиент мог переплатить за бренд или комплектацию, сегодня от этой идеи он откажется. И для многих участников рынка это может иметь драматические последствия. Их цена может оказаться неконкурентоспоспобной. Перед глазами свежие примеры российского рынка: свои проекты сворачивают китайские бренды, в августе Toyota закрыла производство внедорожников на Дальнем Востоке, российский рынок покинул SsangYong.
- Как будут себя чувствовать отечественные производители в такой ситуации?
- В условиях спада выживают наиболее успешные и наименее зависимые от импорта производители. В первую очередь, игроки нижнего ценового сегмента с высоким уровнем локализации. Самый яркий пример – "АвтоВАЗ". Несмотря на падение курсов российской и казахстанской валют, он наращивает позиции на рынке ЕАЭС. Все дело в рекордном уровне локализации комплектующих. В отличие от производителей иномарок Lada на 81% выпускается из местных компонентов. Для казахстанского автопрома это хорошая новость. Ведь крупнейший проект в отрасли – производство полного цикла в Усть-Каменогорске строится в партнерстве с "АвтоВАЗом". Точнее альянсом Renault-Nissan, частью которого стал "АвтоВАЗ". И важным элементом проекта является технопарк по производству компонентов. Это означает, что в скором будущем страна получит автомобильное производство, которое снизит импортозависимость отечественного рынка и его чувствительность к колебаниям валют.
Пока же 95% приобретаемых в республике автомобилей - это импорт. За восемь месяцев с начала года в Казахстане было продано свыше 210 тыс. новых легковых автомобилей, не считая вторичного рынка. Из них на технику казахстанского производства пришлось менее 12 тыс. авто. Такое соотношение интересов отечественного производителя и импорта нельзя назвать здоровым. В той же России на импорт приходится менее четверти продаж на авторынке. А в других странах-автопроизводителях эта цифра стремится к нулю.
- Как повлияло на рынок увеличение за последнее время "серого" импорта?
- Сегодня почти две трети импорта остается в "тени". Я напомню, что в мае министерством по инвестициям и развитию Казахстана был введен запрет на ввоз из стран-членов ЕАЭС автомобилей, не отвечающих требованиям стандарта Euro-4 и технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Это решение помогло снизить поток технически небезопасной техники в возрасте старше 10 лет. Но, к сожалению, проблема теневого импорта в полном объеме решена не была. Свежая статистика органов дорожной полиции свидетельствует о возобновлении роста объемов "серого" ввоза бывших в употреблении автомобилей: в августе первичную регистрацию прошли 7,2 тыс. единиц техники в этом сегменте против 4,1 тыс. по итогам июня. Теневые поставки новых легковых авто также продемонстрировали рост с 3,2 до 4,4 тыс. единиц в указанные месяцы. Таким образом, по итогам августа 2015 года на долю стихийного импорта пришлось 64% всех легковых авто, прошедших регистрацию в органах дорожной полиции. В абсолютных цифрах с начала года этот поток уже превысил 150 тыс. автомобилей. Для сравнения, такой объем был продан в официальном сегменте отечественного рынка за весь 2014 год.
Понятно, что в условиях сегодняшнего бюджетного дефицита вывод из тени многомиллионных потоков стихийного импорта автомобилей мог бы компенсировать значительную часть налоговых потерь государства.
- Не ожидаете ли вы, что в связи с ростом доллара снизится платежеспособность населения и, соответственно, спрос на автомобили?
- Изменится структура потребления. Скажем, в период кризиса 2009-2010 годов вдвое выросла доля автомобилей бюджетного сегмента. Сегодня мы также наблюдаем смещение потребительского спроса в этом направлении. Расширяется доля компактных автомобилей, при этом вклад внедорожных моделей в 2015 году сократился.
Кроме того, в новых условиях многие покупатели предпочтут ввозимым автомобилям предложения отечественного автопрома. Как вы знаете, в рамках антикризисных мер правительством Казахстана выделяются дополнительные 10 млрд тенге на финансирование госпрограммы льготных автокредитов. С момента запуска программы 1,8 тыс. клиентов "Азия Авто" уже воспользовались займами на условиях номинальной ставки 4%. Если администратор программы не будет ограничивать покупателей в выборе того или иного производителя, не будет устанавливать "квоты", я уверен, большая часть клиентов второго транша госпрограммы предпочтет именно автомобили усть-каменогорской сборки. Сегодня это 22 модели по цене от 1,8 млн тенге. Более того, довольно скоро линейка "Азия Авто" пополнится свежими предложениями в нижнем ценовом сегменте.
- По вашим прогнозам, на сколько до конца года повысятся цены на автомобили?
- Каждый из участников рынка руководствуется собственной тактикой. В портфеле нашего холдинга более 50% рынка, а значит, скорость оборота для нас важнее доходности. Ровно поэтому мы приняли решение снизить цены на автомобили ранее закупленных партий до 50%. Прежде всего, этот дисконт коснулся техники 2014 года выпуска. Речь идет о большинстве представленных компанией марок: Lada, Skoda, Chevrolet, KIA и Renault. По мере исчерпания текущих запасов автомобилей отпускные цены будут меняться пропорционально курсовой разнице. С каким шагом это будет происходить? Зависит от того, как далеко отплывет курс.
- Какой объем автомобильного рынка вы ожидаете по итогам года?
- В полной мере оценить реакцию рынка мы сможем в ближайшие месяцы. Ждет ли нас дальнейшее ослабление курса? Как будет меняться цена на главный экспортный товар Казахстана? Ответов на эти вопросы пока нет.
Сентябрь, 2015
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна